Расстригино 

Расстригино – одно из древнейших селений нашего района. Оно возникло в те времена, в междуречье Оки и Клязьмы, населенное финно-угорскими племенами мерей и мурома пришли славяне. Разбросанные мелкими поселениями, наши предки, объединенные в свободные сельские общины, нуждались в общении друг с другом. Для этой цели выбирали один из наиболее удобно расположенных пунктов, который постепенно становился центром общины. Когда эти пункты – селения получали известность, в них останавливались князья и их верные слуги, приезжавшие собирать дань и судить людей. В них приезжали торговые люди – «гости», как называли тогда торговцев. Отсюда, в отличие от села и деревни, произошло и название таких пунктов с наиболее развитой торговлей – погост. Одним из таких погостов (на территории нынешнего Гороховецкого района их было несколько) стало и Расстригино, тогда ещё не имевшее этого собственного имени.
Постепенно на Руси начала выделяться общественная верхушка. Общество раскололось на богатых и бедных, на господ и зависимых людей. Развивавшийся господствующий класс нуждался в идеологических и политических средствах для установления своих порядков. Наиболее важной в этом отношении была потребность в новой религии, так как примитивное язычество не годилось для закрепления власти господ над угнетенными. Для этой цели больше подходило христианство, его и приняли. Принятие христианства не было добровольным признанием его со стороны народа. Если Русь была крещена в конце Х века, то муромская земля (точнее город Муром), в который входил погост, приняла его только в начале ХIII  века. Сельское население крестили насильственными мерами. Согласно старинной повести о «водворении» христианства в муромской земле, в сёла и погосты из Мурома приезжали пресвитеры (попы). Начинали с того, что заставляли людей «поститься от мяса, и млека, и пития, и от жён своих воздержатися». По окончании поста, считая людей подготовленными к принятию новой веры, сгоняли их в речки и озёра. «И тако все людие з жёны и детми бродяху в воду они до пояса, а инии до персей, друзни до вып. Пресвитеры же, по берегу стоящие, молитвы глаголяху. А жёны и девицы крестиша на особом месте, а младенцы – на руках матерми держими».С принятием новой веры погост Расстригино приобрёл ещё большее значение. В ХIV  веке в нём построили христианскую церковь, одну из первых в районе. Он стал и религиозным центром. Около церкви появились дома церковнослужителей, кельи для нищих и убогие дома – скудельницы (скудель – прах, тлен). Кроме торговли и религиозной службы, в Расстригино происходили и другие значительные общественные явления: решались хозяйственные дела, устраивать народные празднества, братчины, игрища и потехи. На игрища и потехи собирался молодой народ, все в новой нарядной из домотканого холста одежде и в новых лаптях, искусно сработанных деревенскими умельцами. Для красных девушек умельцы украшали лапти вплетенными вкосок самоцветными камнями. В большие праздники в Расстригино приходили ватаги странствующих скоморохов и глумцов. Они развлекали людей, во множестве собиравшихся из всех селений, тянувших к погосту. В одно и тоже время скоморохи были смехотворцами – забавниками, певцами, музыкантами, плясунами и сатириками, зло высмеивали и одурачивающих народ местных попов и жестоких княжеских приказчиков. Они отражали в своём занимательном искусстве ненависть народа к угнетающей его верхушке. Народ охотно принимали их, бояре и попы – преследовали. Тем временем на Руси всё с большой силой продолжались социально-экономические изменения. На смену старому первобытнообщинному строю всё настойчивее приходил новый строй – феодальный. Захват общинных земель князьями и боярами назывался «окняжением» и «обояриванием». Этой тяжёлой участи – «окняжению» Расстригино вместе с окружающими селениями подверглось в начале ХIV века.
После «окняжения» на погосте построили княжеский двор, завели княжеское хозяйство, прислали приказных людей распоряжаться до того вольными хлебопашцами. В 1462 году московский великий князь Василий Васильевич, как свою собственность, завещал погост своему старшему сыну Ивану (будущему Ивану III). Иван III в 1504 году завещал его сыну Василию (отцу Ивана Грозного). Так сотни лет переходило Расстригино от одного царя к другому, отличавшемуся друг от друга только тем, что каждый увеличивал тяготы населения. Во второй половине ХVI века в Расстригино открыли «царёв кабак». От народа требовали брать вино только в своём кабаке. Кабаком ведали целовальники. Вино приносило царю большой доход и целовальники стремились продавать его как можно больше. Началось пьянство. Доходило то того, что «питухи» оставляли в кабаке не только деньги, но и зипуны и шапки и рубахи. В праздничные дни целовальники «ставились с тем питиём близ церкви». Испившие пития в церкви шумели и кричали и «в том крику пения божия не слышно было». Кабак в Расстригино существовал до 1652 года.
После смутного времени в судьбе Расстригино произошёл новый перелом. В 1619 году царь Михаил Фёдорович вместе с другими селениями пожаловал его князю Ивану Никитичу Одоевскому – меньшему, за заслуги оказанные царю при избрании его на царство и при отражении от Москвы польских интервентов в 1618 году. Вместе с погостом царь пожаловал Одоевского кабаком и тамгой, служившими источником наживы. Тамга – пошлина, взимаемая с торговцев. Брали по алтыну (три копейки) с вырученного от продажи рубля. В результате этого пожалования Расстригино из царского дворцового превратилось в вотчинное селение крупного боярина – феодала. Одоевский – меньшой недолго владел погостом. Вся его деятельность выразилась только в том, что он построил в нём новую церковь. После его смерти царь пожаловал вотчину его племяннику Никите Ивановичу Одоевскому, вместе с дядей защищавшему Москву от польских панов.
Впервые после смуты Расстригино описано в 1629 году московскими писцами. На погосте тогда стояли две церкви: «Николы Чудотворца; древяна, вверх на подклетах, с папертами, а церковное строение князя Ивана Никитича Одоевского; да другая церковь Николы же чудотворца, ветха, стоит без пения». На церковной земле находились дворы причта (трёх попов, дьячка, пономаря и просвирницы), шесть келий нищих, которые «питаются от церкви божей и девять дворов церковных бобылей. Бобыли платят попам оброк по полтине с двора». «Да на том погосте двор стольника князя Никиты Ивановича Одоевского, торг да кабак, а кабак держат и тамгу збирают на вотчиника на стольника на князя Никиту Ивановича Одоевского». На погосте ещё была слободка безпашенных бобылей – 15 дворов, людей в них 18 человек. Эти одинокие бобыли – не разорившиеся крестьяне, каких тогда всюду было очень много. Состав их разнообразный. Часть – ремесленники: Парамошка Левонов, Матюшка Дмитриев и Федька Иванов показаны кузнецами. Некоторых из них Одоевские, очевидно, привезли из дальних мест своей службы: Агейка Фролов – вологжанин, Савка Парфеньев – смолянин, их тоже нельзя отнести к разорившимся крестьянам. Беспашенные бобыли платили оброк государю. Церковные бобыли – тоже люди, испившие до дна чашу незабываемого горя. Один из них, Гаврилка Иванов, прозвище Калинка Плеханов, «бежал з женою Марфуткою и сыном Ивашкою». Не находись в непосильной кабале у попов, Гаврилка не бежал бы, а мог просто уйти из Расстригино. Вскоре на погосте произошли новые изменения. В 1639 году Никита Иванович Одоевский купил находившуюся поблизости от Расстригино пустошь Фоминки и начал переводить в неё свой боярский двор. В переписных книгах 1646 года за Одоевским уже записано «сельцо, что была пустошь Фоминки на пруде», а в нём двор вотчинников, в котором живут приказчик Васька Палицын, конюхи и скотник. Но всё же в погосте ещё долго оставалась значительная часть хозяйства Одоевского. Даже в 1678 году в нём находился «двор боярина, а на дворе схожая изба да хмельник (кабака уже не было), да на площади таможня и лавки».
В документах 1678 года Расстригино впервые названо селом. В 40-х годах ХVII века на погосте указана слободка беломестцев. Беломестцы – это казаки , принимавшие активное участие в событиях и битвах смутного времени. Они помогли Нижегородскому ополчению изгнать из Москвы польских интервентов. В прошлом большинство из них – крестьяне и холопы, бежавшие от своих господ. После изгнания из Москвы поляков (в конце 1612 года) казацкого войска в столице больше, чем дворянского и стрелецкого. Правительство видело в них опасность для себя и начало удалять их из Москвы. Так казаки оказались в вотчине Одоевского. Кроме Расстригино, они находились в Фоминках (9 дворов), Погорелке, Реброве, Таранове, Рождествене и других селениях. Каждый казак получил небольшой земельный надел. Данная земля считалась «обелённой», так тогда называлась земля, освобождённая от оброков, а люди, обрабатывающие её, назывались «беломестцами». Государство платило им жалование. Беломестцы, обрабатывая землю, чем занимались главным образом их семьи и промышляя ремеслом, оставались казаками, обязаны были обучаться ратному делу, иметь своих коней и оружие. В Москве на них велись особые списки. При объявлении военных походов в Расстригино приезжали сборщики, проверяли казаков и определяли, «кто каков может явиться» в государево войско. В 1678 году в вотчине Одоевского работали московские писцы. По их переписи в Расстригино значиться 14 дворов казаков-беломестцев с семьями, всего 51 человек. Приказчик Одоевского Архип Палицын заявил писцам «которые его (Одоевского) боярской вотчины в селе Расстригине, в сельце Фоминки и в деревнях написаны беломестцы с его боярскими крестьяны тягла не тянут и с бобылями оброка не платят, а служат-де они казацкую службу». Приказчик Палицын ограждал боярина от возможных повинностей, связанных с казаками. Казаки-беломестцы, жившие в Расстригино постепенно теряли своё казацкое положение: семьи, оставшиеся после ушедших в войско казаков, оседлали на земле и занимались сельским хозяйством. Непригодные к военной службе также фактически становились земледельцами. Что это было так, подтверждают фамилии расстригинских крестьян. Не подлежит сомнению, например, что нынешние Бухваловы – потомки казака Сеньки Микитина по прозвищу Бухвал. Теряя свои казацкие права, расстригинские, как и все другие беломестцы в середине ХVIII века превратились в крепостных хлебопашцев, а Расстригино стало земледельческим селом.
А.Бальзамов
из личного архива Субботина Владимира Васильевича
  • По одной из версий, своё название деревня получила, потому что туда ссылали расстриженных попов.


 

Живёт такое село.  23 ноября 2012г. Газета "Новая жизнь".


 

Расстригинская церковь во имя Николая Чудотворца.
Архитектор - Петр Семенович Садовников (1796 - 8 марта 1877).
                
             Фото из семейного альбома  Гладковой Лены                                          Вот так выглядит это место сейчас                        

 

                  
1972 год, провалившийся дом
Фотографии из личного архива Субботина Владимира Васильевича

Вверх