История села Фоминки. 

Селение Фоминки возникло в то время, когда на Руси, освободившейся от татаро-монгольского ига, происходил подъём во всех областях жизни. Особенно успешно развивалось сельское хозяйство. Расширялись посевные площади, развивалась сельская торговля, росло население, строились новые деревни. В наших местах поселений появилось так много, что на реке Суврощь, например, они стояли почти на каждой версте. Это относится к середине 16-го века. Установить более точное время возникновения Фоминок теперь не возможно. Многое из того, что происходило в те далёкие времена, покрыто мраком неизвестности. Но, все же из дошедших до нас документов, можно предполагать, что село возникло около 1550 года. Теперь ему более 450 лет. 
Фоминки появились на берегу небольшого пруда, окруженного лесом. Сначала это был починок из одного, потом из двух крестьянских дворов. К концу 16-го века, в нём было три двора, и починок стал называться деревней. На другой стороне пруда стояла старая деревня Погорелое – Погорелка. В ней насчитывалось в ту пору 14 дворов. Мы упоминаем обе эти деревни потому, что позднее они слились в одно селение. Погорелка стала частью Фоминок. 
Обе деревни принадлежали царю Ивану Грозному, входили в его Замотринскую дворцовую волость Муромского уезда. Граница между Гороховецким и Муромским уездами тогда проходила по р.Суворощь. Центром волости был погост Замотрие на реке Мотре, где находились управляющие волостью приказчики. Власти пониже – старосты и целовальники – жили ближе, в погосте Растригинском, в 2-х верстах от Фоминок. Обе деревни «пашню на государя пахали» и платили ему оброки. Налоги и повинности крестьян в пользу царя непрерывно расширялись. 
Во время длительной и неудачной Ливонской войны, тянувшейся с 1558 по 1583 год, Иван Грозный ввёл в дворцовых волостях «государеву десятинную пашню». Размеры её были настолько велики, что часто превышали всю крестьянскую запашку, рассчитанную на полную загрузку крестьянской семьи. Весь урожай с десятинной пашни шёл в царские житницы. Кроме хлеба (ржи, яровой пшеницы, ячменя, овса), крестьяне несли ещё множество других натуральных оброков: семенами льна и конопли, баранами, говяжьими лопатками, гусями, курами, маслом, мёдом, бочонками, вениками и другими изделиями. Грозный царь надел на крестьян непосильное ярмо. Царствовавшие за ним сын Фёдор и Борис Годунов увеличили оброки с крестьян ещё в 2-3 раза. Сельское хозяйство пришло в упадок. Крестьяне разорялись. После неурожаев 1601-1603 годах наступил голод. Вспыхнула крестьянская война Ивана Болотина. Позднее на страну напали польские и шведские интервенты. Страна переживала «смутное время». 
Фоминские и погорельские крестьяне перенесли весь ужас этих лет. Люди питались грибами, берёзовой корой, лебедой. Гибли от голода, болезней, морозов. Вокруг Фоминок и Погорелки появлялись польские, литовские и казацкие вооружённые шайки, посланные из-под Москвы на добычу продовольствия, фуража, тёплой одежды. Они грабили, убивали людей. После смуты в писцовых книгах, где описаны соседние с Фоминками селения, часто встречаются записи «двор пуст, крестьяне побиты от литовских людей». Фоминские крестьяне ушли из своей деревни. В Погорелке крестьянские дворы сильно поредели. В писцовых книгах 1628 года записано «пустошь, что была деревня Фоминка на пруде, «в ней» три моста дворовых, пашни пахатные наездом 7 четвертей». Остальная земля частью «лесом поросла», частью пущена под перелог. Обработка полей наездом говорит о том, что крестьяне, покинувшие деревню, перешли в одно из ближайших больших селений, где было безопаснее и оттуда приезжали обрабатывать свою землю. 
В душе русского человека всегда горела любовь к своей Родине. Несмотря на крайнее разорение, русский народ нашёл в себе силы разбить и изгнать из пределов своей страны польских и шведских интервентов. В 1613 году на русский престол вступил царь Михаил Романов, который, не имея других средств «жаловал» служилых и думных людей, посадивших его на престол, дворцовыми землями. Особенно много он отдал их за так называемое «Московское осадное сидение в королевичев период (1618г.)», когда войска панской Польши подошли к Москве и осадили её. В Замотринской дворцовой волости, царь раздал землю своим сторонникам. 
Ловкий и изворотливый думный дьяк Николай Никитич Новокщенов, служивший в годы смуты почти всем правителям и вовремя перекинувшийся на сторону Романовых, был «пожалован» дважды (в 1619 году): соседнюю деревню Огрызково и другую часть «пустоши». В д.Огрызково он построил «двор помещика», в котором жили приказчики. Деревня стала называться сельцом. Особенно щедро царь награждал своих ближайших помощников. Боярину князю Ивану Никитичу Одоевскому – меньшому он «пожаловал» в Замотринской волости 3 погоста, 17 деревень и 4 пустоши. В 1629 году И.Н. Одоевский – меньшой умер «не оставив детей» и царь «пожаловал тою вотчину племяннику его родного стольника князя Никиты Ивановича Одоевского, вместе с дядей защищавшего Москву». 
Князь Н.И.Одоевский был видным государственным деятелем, военоначальником и дипломатом, одним из крупнейших феодалом и жестоким крепостником. Пользуясь своим высоким положением и богатством, он очень быстро сумел завладеть почти всей Замотринской волостью. В первую очередь он покупал у помещиков селенья и земли, находившиеся внутри его вотчины. Заселял пустоши, ставил новые деревни «на лесных росщичах», присылал в них польских и литовских полоняников. 
Много нагрешивший за свою долгую и полную приключений жизнь думный дьяк Николай Новокщенов под старость ушёл в монастырь «спасать душу» и отходя от света сего», отказал д.Погорелку и половину пустоши своему племяннику Фёдору «по себе на поминок», сельцо Огрызково и другую половину пустоши Фоминок брату Сергею. В 1639 году Фёдор и Сергей Новокщеновы заложили эти вотчины князю Никите Ивановичу Одоевскому. Фёдор и Сергей Новокщеновы к установленному сроку долг не уплатили и их вотчины перешли к Одоевскому. 
В переписных книгах 1646г. за Одоевским «сельцо, что была пустошь Фоминка на пруде, а в нём двор вотчинников, в котором живут приказчик Васька Палицын, конюхи и скотники». Одоевский, как только получил пустошь, заселил её и сделал административно-хозяйственным центром своей обширной вотчины. С этого времени Фоминки стали быстро расти. 
Селения, прилегающие к Фоминкам, называли в старину Адовщиной. Не подлежит сомнению, и это подтверждается устным преданием, что название это произошло от фамилии Одоевских. Одоевщину крестьяне превратили в созвучную ей Адовщину. Надо полагать потому, что жизнь под игом князей Одоевских для них была такой же, какой они представляли её в аду. 
В 1721 году стольник князь Ю.Ю.Одоевский продал вотчину С.Г.Долгорукому. Так замотринские крестьяне стали рабами нового господина. Князь С.Г.Долгоруков принадлежал к старинной феодальной аристократии, был крупным землевладельцем. Он, как и все крепостники, разделял идею помещичьего полновластия над крестьянами. Оброки и повинности на помещика были разорительны. О том, сколько брал Долгоруков с крестьян, видно из следующего документа, присланного из Фоминок в Москву 18 августа 1730 года. «Помещиковых доходов по окладу положено со крестьян в год с пятидесяти выпей: денег 400 рублей, за мёд 50 рублей, масло свиного – 500 пудов, баранов – 500, масла коровьего – 50 пудов, гусей -50, уток – 100, поросят -200, кур – 200, яиц – 7500, льну – 100 пудов, тетеревей – 200, масла постного – 50 вёдер, сукна сермяжного – 200 аршин, лаптей – 250 пар. Да из одной же вотчины осенним временем присылается струг живой рабою…» и т.д. Наиболее из всех этих поборов были денежные подати и поэтому взыскивались они с крестьян, как в пользу государства, так и в пользу помещика. Чтобы иметь представление об их тяжести, достаточно сказать, что хорошая крестьянская лошадь в то время стоила 5 руб., четверть ржи – 72 коп., пуд коровьего масла 1 руб.
При императрице Анне Ивановне С.Г.Долгоруков попал в опалу, и по указу сената от 9 апреля 1730г. Был выслан вместе с женою и детьми в сельцо Фоминки, а затем заключен в Раненбургскую крепость Рязанской губернии. Конфискованная у Долгорукова Замотринская вотчина была описана на императрицу. Но вскоре Замотринская вотчина была возвращена Долгорукому «на пропитание».

Читать далее >>>

 

Вверх